Физлицо - иноагент?
04 июля 2022
Физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, может быть признано лицо, которое осуществляет на территории Российской Федерации в интересах и за счет поддержки иностранного государства сбор сведений в области военной деятельности Российской Федерации, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации. Такое лицо обязано подать заявление или уведомление о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Целью законодательства об иностранном агенте - физическом лице, является обеспечение прозрачности иностранного влияния на принятие решений государственными органами Российской Федерации, противодействие латентному вмешательству иностранных государств во внешние и внутренние дела Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 2.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» основания для наделения статусом иностранного агента появляются, если физическое лицо одновременно:
- действует в интересах иностранного государства, международной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (иностранного источника);
- осуществляет на территории Российской Федерации политическую деятельность либо собирает сведения в области военной и военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при получении их иностранным государством (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства) могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, при отсутствии признаков таких преступлений, как государственная измена или шпионаж;
- получает финансовую, иную имущественную или организационнометодическую помощь от иностранного источника, либо от гражданина Российской Федерации, российской организации, которые действуют в интересах иностранного источника.
Таким образом, для признания физического лица иностранным агентом не обязательно, чтобы последнее собирало сведения военного характера, а достаточно осуществления политической деятельности на территории Российской Федерации, при соблюдении двух других условий.
По смыслу абзацев 2, 10, 11 ч. 1 ст. 2.1 указанного закона политической деятельностью в Российской Федерации (также в форме ее финансирования) признается любая деятельность в сфере государственного строительства, защиты конституционного строя, территориального устройства, защиты суверенитета и территориальной целостности, обеспечения законности и правопорядка, государственной и общественной безопасности страны, экономического, социального и национального развития, развития политической системы, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях влияния на выработку и реализацию государственной политики, принятие политических решений в указанных сферах.